Летом 1941 года, когда поверженная Европа была практически полностью оккупирована Германией, немецкая военная машина изготовилась к решающему броску на восток. Невидимая пленка государственной границы Советского Союза буквально прогибалась под тяжестью подпиравших ее немецких частей и соединений. Начиная с мая месяца, нарушения советской границы немецкими разведывательными самолетами становятся почти ежедневными. Хотя официальная советская печать опровергала слухи о возможном нападении Германии, по всему чувствовалось, что война не за горами. Основная часть войск и, прежде всего, авиация размещена была в районе западных границ страны.
И-16 тип 29 в полете. Война еще не началась |
По состоянию на 22 июня 1941 года ВВС Западных приграничных округов насчитывали 4226 самолетов истребителей. Истребителей И-16 всех типов вдоль линии границы насчитывалось 1635. Судя по этим официальным цифрам архива Министерства Обороны СССР, И-16 составляли 26% от других типов истребителей. По округам распределение И16 выглядело следующим образом:
ВВС Ленинградского военного округа | 396 |
ВВС Прибалтийского военного округа | 142 |
ВВС Западного особого военного округа | 361* |
ВВС Киевского особого военного округа | 455 |
ВВС Одесского военного округа | 143 |
Всего в приграничных округах насчитывалось 57 полков, имевших на вооружении истребители И-16, часть этих полков имела смешанный состав машин. Некоторое количество И-16 имелось в летных училищах, на ремонтных заводах и резервных авиаполках.
Кроме авиации Красной Армии в западной части Советского Союза были сосредоточены ВВС Северного, Балтийского и Черноморского флотов, насчитывающие 778 истребителей**, из которых почти половина - 344 были И-16. Имелось в тот период 155 И-16 в авиации Тихоокеанского флота и 110 таких самолетов в летных школах ВМФ. На флоте и в училищах морской авиации по состоянию на 22.06.1941 имелось также 145 экземпляров УТИ-4. В отличие от армейских, флотские данные давали представление и о типах И-16:
ВВС КБФ |
ВВС ЧФ |
ВВС СФ |
ВВС ТОФ |
ВВС речных флотилий |
летные училища |
Авиа- эскадрильи
УВВС |
прочие | ||
И-16 М-22 |
– |
– |
– |
26 |
– | ||||
И-16тип5 |
38 |
39 |
– |
74 |
9 |
66 |
– |
1 | |
И-16 тип 10 |
10 |
9 |
– |
16 |
– |
16 |
1 |
– | |
И-16тип 12 |
– |
– |
– |
10 |
– |
– |
– |
– | |
И-16тип 17 |
28 |
5 |
– |
15 |
– |
– | |||
И-16тип 18 |
15 |
16 |
– |
– |
– |
– | |||
И-16 тип 24 |
33 |
43 |
16 |
33 |
10 |
4 |
– |
– | |
И-16тип 27 |
5 |
– |
– |
– |
|||||
И-16 тип 28 |
6 |
21 |
– |
7 |
1 |
– | |||
И-16тип 29 |
45 |
15 |
– |
– |
9 |
2 |
– |
– | |
УТИ-2 |
– |
– |
– |
– |
3 |
– |
– | ||
УТИ-4 |
28 |
21 |
2 |
26 |
6 |
61 |
– |
1 |
Приведенные данные позволяют сделать заключение, что И-16 являлись основными истребителями всех Военно-Воздушных Сил Советского Союза. Тот немаловажный факт, что истребители И-16 были прекрасно освоены в воинских частях, в отличие от новых машин ЯК, ЛАГГ, МИГ, делал "ишачок" в случае начала боевых действий главной защитой страны.
На рассвете воскресного дня 22 июня 1941 года Германия повторила свой неоднократно onpo6oванный в Европе вероломный сценарий вторжения. Граница Советского Союза на всем протяжении от северных до южных морей около четырех часов утра была внезапно атакована немецкими войсками. Почти одновременному удару подверглись 66 аэродромов, на которых находились главные советские авиационные силы прикрытия границы. Внезапность нападения принесла свои плоды - 900 краснозвездных самолетов были уничтожены на аэродромах. К вечеру потери возросли и составили около 1200 самолетов.
Немецкий солдат осматривает И-16 тип 24. (Dr. Volker Koos) |
Немецкий солдат у захваченного И-16 Лето 1941г. |
Несмотря на внезапность нападения и большие потери на земле, пилоты этих самолетов оказали наиболее жесткое противодействие немецкой авиации уже в первый день летней катастрофы. Уже в 3:30 утра И-16 33-го ИАП Западного ОВО базирующиеся в Пружанах сбивают над Брестом первый немецкий самолет. Спустя примерно час на землю падают еще пять вражеских машин атакующих аэродром этого полка. В Прибалтийском военном округе при подобных обстоятельствах И-16 21-го ИАП уничтожили 9 немцев, столько же побед у 15-го ИАП и 7 сбитых у 10-го ИАП. В Одесском военном округе 55-й ИАП, базирующийся в Бельцах к концу дня имел 10 побед, 67-й ИАП в Белграде имел побед еще больше - 15. Вообще первый день войны был для немецких ВВС не столь уж простым - в этот день они потеряли 300 самолетов.
И-16 (на переднем плане тип 28) в камуфляже. Лето 1941 г. |
Многие пилоты И-16 имели 22 июня победы в воздушном бою, многим доставались эти победы ценою жизни. Летчик 67 ИАП, лейтенант Мокляк уничтожив в утренних воздушных боях четыре вражеских машины, пятую - SM.79 - таранил и сам погиб. Третий уничтоженный самолет у лейтенанта Гудимова - летчика 33 ИАП - тоже тараном и тоже ценой собственной жизни. Василий Лобода - пилот 19 ИАП сбивший двух немцев в воздушном бою, третьего врага таранит своим "ишачком". Конечно, таран в этот первый день был естественным явлением для людей, проникнутых ненавистью к врагу, стремящихся хотя бы ценою собственной жизни задержать вторжение захватчиков, летчики применяли таран в случаях боевого азарта, в отчаянной ситуации и при отказе оружия. В первый военный день 15 советских летчиков применили таранный удар для уничтожения врага, применяли они его и в последующие дни. В условиях военных неудач 1941 года решение пилота пойти на таран даже поощрялось. Первыми летчиками, получившими звание Героя Советского Союза, также стали пилоты, решившиеся на таран. Летчик 158 ИАП, младший лейтенант Харитонов 27 июня таранил своим И-16 пикировщик Ju-88 в районе Пскова. Через день двое его однополчан, младшие лейтенанты Здоровцев и Жуков, на подступах к Ленинграду также винтами своих И-16 лишают немецкие бомбардировщики возможности летать по небу, а сами благополучно возвращаются домой. Иосиф Сталин, узнав о таранах истребителей 158 полка, а главное о том, что пилоты спасли свои машины, распорядился о немедленном присвоении им звания героев.
Выше уже отмечалось, что авиация Западного ОВО в результате первых
бомбардировок лишилась значительной части своих самолетов. Однако
некоторые соединения, расположенные восточнее, утреннему нападению не
подверглись. В таком положении находилась 43-я авиадивизия, которой
командовал герой воздушных боев в Испании генерал-майор Захаров.
Базировалась дивизия на аэродромах Могилева и Орши, и имела к началу войны
следующий боевой состав:
160 ИАП - 60 (66*) самолетов И-153 - 72 летчика
161 ИАП - 62 (64*) самолетов И-16 - 70летчиков 162 ИАП - 54 самолета И-16 - 75 летчиков 163 ИАП - 59 самолетов И-16 - 72 летчика | |
* по другим
данным |
Согласно приведенным данным понятно, что 175 И-16 43-й авиадивизии являлись ее главным оружием, а после утренней неудачи всего округа представляли собой основу истребительной авиации на направлении движения основных сил немцев.
Утром 22 июня все четыре полка получили боевую задачу и перелетели навстречу немецкому наступлению. Уже в тот же день дивизия включилась в боевые действия. Наиболее удачно действовал 163 ИАП, который вместе со 160 полком получил задачу по прикрытию города Минска. В первый день пилоты 163 полка одержали несколько побед. Два Ju-88 ближе к вечеру над Минском сбил лично командир дивизии Захаров. Через день, 24 июня И-16 163 ИАП сбили в течение дня двадцать одну вражескую машину. Такое количество по признанию Захарова не удавалось сбить за один день в последующие годы войны даже составом целой истребительной дивизии.
И-16 тип 5, подбитый летом 1941 г. (РГАКФД) |
Лейтенант Вершинин за несколько дней боев сбил два Ju 88 и один Bf109 (РГАКФД) |
Вообще, нападение на Советскую Россию оказалось не столь безболезненным для немецких ВВС. За период с 22 июня по 5 июля 1941 года Германия потеряла 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля - 477. При этом не учтены потери авиации германских союзников, например Румынии, выступившей против СССР в южной части его западной границы. Немецкой и румынской авиации на южном участке противостояли ВВС Одесского военного округа и ВВС Черноморского флота. Непосредственным прикрытием границы занимались истребители 20-й и 21-й смешанных авиадивизий. Почти 300 И-16 этих дивизий были основой истребительной авиации Одесского военного округа. Летчики 21-й САД в первый день войны сбили более 20 вражеских самолетов, через месяц боев на счету дивизии насчитывалось 150 побед. К этому сроку, когда наступление румынских войск было остановлено на подступах к городу Одессе, основной силой, сдерживающей вражескую авиацию на южном участке фронта, стал 69 ИАП из состава 21 САД.
Советские солдаты у подбитого румынского самолета |
И-16 в воздухе. Южный фронт, 1941 г. (РГАКФД) |
Летчик мл. л-т Н. А.Качанов в кабине И-16.1941 г. (РГАКФД) |
Ст. л-т. ГС. Жуйков на фоне И-16 тип 17 после ряда удачных воздушных боев. Ленинградский фронт, лето 1941 г. (РГАКФД) |
Летчик Ф. З.Калугин в кабине И-16 тип 10. Лето 1941 г. (РГАКФД) |
Успешное наступление немецких войск в глубину территории Советского Союза уже через месяц ведения военных действии позволило немцам приступить к бомбардировке советской столицы. Советским командованием для обороны Москвы с воздуха был образован 6-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны (6-й ИАК ПВО). Самолеты истребители этого авиакорпуса были расположены на аэродромах вокруг Москвы в радиусе 100-120 километров. По состоянию на 10 июля 1941 года в составе 6-го ИАК насчитывалось 783 истребителя - из них И-16 223 экземпляра. 22 июля состоялся первый ночной налет на Москву, в котором участвовало 250 немецких бомбардировщиков.
И-16 тип 27 на окраине взлетной площадки (ГП) |
Капитан В.Г. Симанишин, награжденный орденом Ленина (РГАКФД) |
Всего до 15 августа 1941 года на Москву было произведено 18 ночных налетов, при этом нападающая сторона потеряла около 200 машин. Накал этих ночных битв был весьма велик, по сути, стоял вопрос о завоевании превосходства в воздухе над Москвой, тем более что немцы заявляли, что уничтожат советскую столицу с воздуха. В этой психологически сложной обстановке советские летчики по-прежнему применяли таранные удары. В ночь на 7 августа, летчик 177 ИАП, Виктор Талалихин, расстреляв весь боекомплект, таранил своим И-16 Не-111 над подмосковным городом Подольском, после чего покинул свой разваливающийся истребитель на парашюте. Наутро он стал национальным героем.
Ремонт двигателя М-25 на фронтовом аэродроме (В.Дмитриев) |
В начале сентября активность немецкой авиации снизилась, налеты на Москву стали носить в основном беспокоящий характер, многие истребители ПВО начинают использоваться и в дневное время. Использовались они таким образом и ранее и именно пилоты И-16 имели при этом наиболее впечатляющие результаты воздушных побед. Летчик 126 ИАП, лейтенант Каменщиков еще в первые дни войны под Белостоком сбил на своем И-16 четыре немецкие машины. 7 и 10 июля Каменщиков на подступах к Москве сбил Bf.109 и Ju-88. Однополчанин Каменщикова - младший лейтенант Степан Ридный, 10 июля сбил Ju-88, на следующий день записал на свой счет Не-111, а 12 июля вдвоем с напарником, младшим лейтенантом Левша уничтожил еще два Ju-88. 9 августа Владимиру Каменщикову и Степану Ридному было присвоено звание Героев Советского Союза - эти пилоты оказались наиболее удачливыми охотниками, использующими И-16. К концу октября 1941 года на счету Ридного имелось 29 побед, из них 21 самолет он сбил лично и 8 в группе.
Естественно, что количество И-16 в Московской зоне ПВО уменьшалось: на 1 октября здесь имелось 117 "ишачков", в начале декабря уже только 90. После окончания зимней компании И-16 стали передаваться во фронтовые части - осенью 1942 года в ПВО Москвы имелось лишь 13 таких машин, весной 1943 года согласно официальным данным, И-16 в 6-м ИАК уже не было.
Первое появление немецких бомбардировщиков над советской "северной столицей" - Ленинградом было отмечено уже на второй день войны - 23 июня. Для защиты города еще 19 июня был создан 7-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны (7-й ИАК ПВО). Из 232 истребителей 7-го ИАК И-16 составляли больше половины - 149 машин. В конце 1941 года Ленинград был окружен и блокирован немецкими и финскими войсками. Блокада длилась до 1943 года. Все это время Ленинград подвергался ожесточенным атакам с воздуха. Вместе с пилотами 7-го ИАК воздушную защиту города, вплотную расположенного фронта и кораблей Балтийского флота несли истребители армейской авиации и авиации ВМФ. Среди истребительных авиаполков, обороняющих Ленинград, наиболее результативно вел боевые действия 13-й ИАП ВМФ. Часть полка базировалась на полуострове Ханко в Финском заливе и прикрывала с воздуха не только гарнизон полуострова, но и корабли Балтийского флота. Так как аэродром, на котором базировались истребители, находился в зоне действия финской артиллерии и часто обстреливался, И-16 взлетали из подземных капониров в короткие минуты прекращения стрельбы. Летчик-инспектор 13-го ИАП Алексей Антоненко прибыл на Ханко 25 июня и буквально через несколько минут после прибытия взлетел на перехват разведчика Ju-88 и сбил его. Очевидцы утверждали, что при этом еще не успел остыть флотский борщ, от которого его оторвал визит незваного гостя. За месяц боев этот способный пилот записал на свой счет 11 личных побед, одержанных на И16 тип 29. Однако полеты с обстреливаемого аэродрома были ежедневной игрой со смертью, 25 июля снаряд финской мортиры разорвался почти под брюхом садящегося "ишачка" Антоненко. Спастись в этом случае было невозможно...
Напарник Антоненко, Петр Бринько продолжил свой боевой счет - к середине сентября он имел уже 15 сбитых самолетов и один привязной аэростат. 14 сентября при атаке второго привязного аэростата Бринько был тяжело ранен осколками зенитного снаряда. Сил у пилота не знавшего поражений в воздушных боях, хватило лишь, чтобы привести машину домой.
После того как советские войска оставили Ханко, 13-й ИАП прикрывал Ленинград и трассу снабжения окруженного города, проходящую через Ладожское озеро. Эта трасса, по которой поступало продовольствие, известная как "дорога жизни" постоянно подвергалась атакам бомбардировщиков. С конца 1941 года летчики 13-го ИАП вступили в эту нигде не отмеченную воздушную битву, продлившуюся с малыми перерывами почти два года. Лишь в период с 12 марта по 13 апреля 1942 года 13 ИАП сбил 54 немецких самолета, потеряв лишь два И-16.
В перерыве между боями. И-16 тип 17. (В.Дмитриев) |
Большую часть побед полк одержал в новом качестве - в середине марта 13 ИАП был переименован в 4-й Гвардейский ИАП. Нужно отметить, что звание Гвардейских присваивалось в русской и советской армиях лишь за высокие заслуги, наиболее отличившимся частям.
Летчики 4-го ГИАП заслуживали этого высокого звания - к лету 1942 года многие из них имели по 10 воздушных побед. Назначенный командиром полка капитан Голубев до конца 1943 года лично сбил на своем И-16 27 самолетов. В это число вошли и два FW-190 сбитые им 10 и 15 января 1943 года. Впоследствии полк перевооружили на Ла-5 и Василий Голубев довел счет побед до 39. Что касается И-16,то 4 ГИАП активно использовал эти истребители вплоть до 1944 года.
Лейтенант Гуряков, 4 ГвИАП ВВС Балтфлота. Зима 1942 г. (Г.Петров) |
Борис Сафонов в кабине И-16 тип 24, бортовой номер "11" |
Вообще И-16, управляемый умелым пилотом, был опасным противником - в 1942 году количество боевых потерь И-16 было меньше чем у других истребителей, состоящих на вооружении советских ВВС. Немецкие летчики, воевавшие на Восточном фронте, вовсе не считали И-16 легкой добычей. Хотя они могли почти всегда навязать пилоту "ишачка" свою инициативу в воздушном бою, тем не менее, маневренного боя с русским ветераном старались избегать. В своем кругу немцы обычно говорили, что не нужно загонять крысу в угол. Имелось в виду, конечно же, бытующее еще с Испании прозвище самолета "Рата" - "Крыса". В случае, если пилоты "мессершмиттов" изменяли этому принципу, результат схватки мог оказаться для них весьма болезненным.
He-111 из состава KG 4, сбитый под Ржевом. Лето 1942 г. (РГАКФД) |
Истребители И-16 на аэродроме в районе Моздока. Северный Кавказ, 1943 г. (РГАКФД) |
Тем не менее, количество "старичков" в действующих частях неуклонно сокращалось. В авиации ВМФ наличие И-16 с 1942 года и до конца войны выглядело следующим образом:
01.05.1942 |
01.07.1942 |
18.11.1942 |
01.07.1943 |
01.01.1944 |
01.06.1944 |
01.01.1945 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ВВС Северного флота |
12/3 |
8/3 |
10/6 |
5/0 |
4/0 |
3/1 |
1/0 |
ВВС Балтийского флота |
52/17 |
23/7 |
28/11 |
21/3 |
8/1 |
– |
|
ВВС Черноморского флота |
27/ 0 |
14/8 |
8/2 |
3/1 |
– |
12/0 |
– |
Всего |
91/27 |
45/18 |
46/19 |
29/4 |
19/4 |
15/1 |
1/0 |
Весной 1942 года наибольшее количество истребителей И-16 находилось в частях ПВО - тыловые объекты и крупные города охраняли 333 самолета этого типа. Кроме уже упомянутых 6-го ИАК ПВО Москвы, 7-го ИАК ПВО Ленинграда, 118 И-16 имелось в 8-мом ИАК ПВО Баку, 13 И-16 из состава 106 ИАД охраняли Бологое. 24 И-16 из состава 102 ИАД ПВО - Сталинград, 8 И-16 из состава 105 ИАК ПВО - Ростов-на-Дону. В течение лета 1942 года наличие И-16 в ПВО даже возросло до 348 единиц, однако уже осенью опять пошло на убыль - истребители передавались на фронт. В середине 1943 года в ПВО имелось 143 И-16, к концу года их оставалось около четырех десятков. В 1944 г. И-16 из состава противовоздушной обороны были выведены, там теперь оставались лишь современные машины.
Во фронтовых частях армейской авиации убытие И-16 было наиболее интенсивное, здесь к концу 1941 года начитывалось 240 И-16. К середине 1942 года эта цифра осталась неизменной за счет ремонта и пополнения из тыловых частей. В этот период "ишачки" применялись не только как истребители, но и как штурмовики и разведчики. С появлением на фронте ночных бомбардировочных полков И-16 передавались в такие полки и действовали по ночам - основной их целью при этом стало уничтожение прожекторов. В конце 1942 года на фронте имелось лишь 75 боеспособных И-16, в середине 1943 года 42. В 1944 году И-16 уже не включается в официальные списки боевых самолетов и отдельные оставшиеся из них коротают свои век на краю аэродромов.
И-16 тип 29 в аэродромном укрытии |
До августа 1945 года И-16 состояли на вооружение 888 ИАП, базирующегося в районе Петропавловска-Камчатского. Беспокойной была жизнедеятельность этого подразделения, оберегающего границы страны на Дальнем Востоке. С юга со стороны Курильской гряды сюда частенько залетали японские самолеты, с другой стороны не менее частыми были "визиты" американцев. С японцами приходилось вступать в бой, американцев за нарушение границы принуждали к посадке. Так 12 сентября 1943 года И-16 посадили под Петропавловском В-25 и В-24, а 12 июня 1944 года "ишачки" отбили от японских истребителей американскую "Вентуру" и привели ее на свой аэродром. Бывали случаи, когда американцы поддерживали И-16 в схватках с японцами.
Активность в воздухе в районе Камчатки не ослабевала до конца войны. Сажать американские самолеты летчикам 888 полка доводилось вплоть до 1945 года. Из известных случаев посадка В-24 25 сентября 1944 года и 11 мая сорок пятого. В августе 1945 года полк был перевооружен на истребители Р-63 "Кингкобра".
Поэтому, когда дело дошло до боевых действий, тревожить заслуженного ветерана не пришлось - боевой техники в 1945 году хватало.